контрольных измерительных материалов
единого государственного экзамена 2010 года по химии
1. Назначение экзаменационной работы
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии, а также учитывают Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии
Структура экзаменационной работы
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из трех частей и включает 45 заданий. Одинаковые по форме представления и уровню сложности задания сгруппированы в определенной части работы.
Часть 1 содержит 30 заданий с выбором ответа. Их обозначение в работе: А1; А2; А3; А4 … А30.
Часть 2 содержит 10 заданий с кратким ответом. Их обозначение в работе: В1; В2; В3 … В10.
Часть 3 содержит 5 заданий с развернутым ответом. Их обозначение в работе: С1; С2; С3; С4; С5.
Общее представление о количестве заданий в каждой из частей экзаменационной работы дает таблица 1.
Части работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | % максимального первичного балла за данную часть работы от общего максимального первичного балла (= 66) | Тип заданий |
Часть 1 | 30 | 30 | 45,4% | с выбором ответа |
Часть 2 | 10 | 18 | 27,3% | с кратким ответом |
Часть 3 | 5 | 18 | 27,3% | с развернутым ответом |
Итого | 45 | 66 | 100% |
Задания с выбором ответа построены на материале практически всех важнейших разделов школьного курса химии. В своей совокупности они проверяют на базовом уровне усвоение значительного количества элементов содержания (43 из 52) из всех содержательных блоков: «Химический элемент», «Химическая связь и строение вещества», «Неорганическая химия », «Органическая химия», «Химическая реакция», «Методы познания и применения веществ и химических реакций».
Выполнение заданий с выбором ответа предполагает использование знаний для определения одного верного ответа из четырех предложенных вариантов ответа.
Задания с кратким ответом также построены на материале важнейших разделов курса химии, но, в отличие от заданий с выбором ответа, ориентированы на проверку освоения элементов содержания не только на базовом, но и на профильном уровне.
Выполнение таких заданий предполагает:
а) осуществление большего числа учебных действий, чем в случае заданий с выбором ответа;
б) установление ответа и его запись в виде набора чисел.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
– задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах.
– задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов (множественный выбор).
– расчетные задачи.
Задания с развернутым ответом, в отличие от заданий двух предыдущих типов, предусматривают комплексную проверку усвоения на профильном уровне нескольких (двух и более) элементов содержания из различных содержательных блоков. Они подразделяются на следующие типы:
– задания, проверяющие усвоение основополагающих элементов содержания, таких, например, как «окислительно-восстановительные реакции»;
– задания, проверяющие усвоение знаний о взаимосвязи веществ различных классов (на примерах превращений неорганических и органических веществ);
– расчетные задачи.
Задания с развернутым ответом ориентированы на проверку умений:
– объяснять обусловленность свойств и применения веществ их составом и строением; характер взаимного влияния атомов в молекулах органических соединений; взаимосвязь неорганических и органических веществ; сущность и закономерность протекания изученных типов реакций;
– проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям.
Распределение заданий экзаменационной работы по содержательным блокам (темам, разделам) курса химии
содержательные блоки № п/п число заданий в частях работы вся работа 1 часть 2 часть 3 часть 1 Химический элемент 3 (6,7%) 2 (6,7%) 1 (10%) - 2 Неорганическая химия 4 (8,9%) 3 (10%) 1 (10%) - 3 Химическая связь и строение вещества 9 (20%) 7 (23,4%) 2 (20%) - 4 Органическая химия 7 (15,6%) 5 (16,7%) 2 (20%) - 5 Химическая реакция 15 (33,3%) 10 (33,3%) 2 (20%) 3 (60%) 6 Экспериментальные основы химии 1 (2,2%) 1 (3,3%) - - 7 Общие способы получения веществ 1 (2,2%) 1 (3,3%) - - 8 Расчеты по химическим формулам и уравнениям 5 (11,1%) 1 (3,3%) 2 (20%) 2 (40%) ИТОГО 45
(100%) 30
(100%) 10
(100%) 5
(100%)
Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности
В экзаменационную работу включаются задания различного уровня сложности (базового – Б, повышенного – П, высокого – В)
Уровень сложности заданий Число заданий Максимальный балл за выполнение заданий каждого уровня сложности % от общего максимального
балла (66)Базовый 30 30 45,4% Повышенный 10 18 27,3% Высокий 5 18 27,3% Итого 45 66 100%
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Ответы на задания части 1 (А) и части 2 (В) автоматически обрабатываются после сканирования бланков ответов № 1. Ответы к заданиям части 3 проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят методисты, опытные учителя и преподаватели вузов.
Верное выполнение каждого задания части 1 оценивается 1 баллом.
В части 2 верное выполнение заданий В1–В8 оценивается 2 баллами, заданий В9 и В10 – 1 баллом.
Задания части 3 (с развернутым ответом) имеют различную степень сложности и предусматривают проверку от 2 до 5 элементов ответа. Наличие каждого элемента ответа оценивается в 1 балл, поэтому максимальная оценка верно выполненного задания составляет от 2 до 5 баллов
Время выполнения работы
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:
1) для каждого задания части 1 – около 2 минут;
2) для каждого задания части 2 – 5–7 минут;
3) для каждого задания части 3 – до 10 минут.
Общая продолжительность работы составляет 3 часа (180 минут).
Дополнительные материалы и оборудование
В аудитории во время экзамена у каждого экзаменуемого должны быть следующие материалы и оборудование:
− периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
− таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
− электрохимический ряд напряжений металлов;
− непрограммируемый калькулятор.
Обобщенный план экзаменационной работы 2010 года по химии
Шаг за шагом к ЕГЭ (тестовые задания)
8-9 класс
10-11 класс
- Строение атомов и ионов
- Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева
- Химическая связь. Типы кристаллических решеток
- Классификация неорганических веществ
- Классификация химических реакций в неорганической и органической химии
- Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Химическое равновесие
- Диссиоциация электролитов в водных растворах. Реакции ионного обмена
- Окислительно-восстановительные реакции
- Гидролиз солей
- Металлы главных подгрупп 1-3 групп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева
- Металлы побочных подгрупп периодической системы Д.И.Менделеева
- Неметаллы главных подгрупп 4-7 групп периодической системы Д.И.Менделеева
- Химические свойства основных классов неорганических веществ
- Взаимосвязь неорганических веществ
- Теория строения органических соединений
- Классификация и номенклатура органических соединений
- Химические свойства предельных углеводородов
- Химические свойсва алкенов
- Химические свойства ацетилена и бензола
- Химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенолов
- Химические свойства альдегидов
- Химические свойства карбоновых кислот и сложных эфиров
- Химические свойства жиров, белков, углеводов
- Реакции, характеризующие способы получения органических соединений
- Взаимосвязь между классами органических соединений
- Качественные реакции на неорганические и органические вещества и ионы
- Влияние веществ на организм человека