Среда, 24.04.2024, 05:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт Метельковой Е.А.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Рабочая программа по химии 9 класс на 2011-2012 учебный год

Пояснительная записка:  

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006/2007 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от 07.12.2005 г.;
  • Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»
  • Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2008.)- 9 класс, базовый уровень, 68 часов.

Планирование включает все разделы программы. Темы курса: Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6ч), Металлы (17ч), Неметаллы (26ч), Органические соединения (11ч), Обобщение знаний по химии за курс основной школы(8ч). Контрольные работы (4ч), практические работы (5ч). В теме «Металлы» Практическая работа №1 Получение соединений металлов и изучение их свойств, Практическая работа №2 Осуществление цепочки химических превращений металлов; в теме «Неметаллы» Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных задач по теме Подгруппа кислорода, Практическая работа №4 Получение аммиака, изучение его свойств, Практическая работа №5 Получение углекислого газа, изучение его свойств. Практические работы по теме «Металлы» сокращены, т.к. нет необходимого количества реактивов для проведения практических работ (показаны, как демонстрационные опыты). Тема «Органические соединения»(11 ч) расширена, т.к. в 10 классе только один час в неделю на изучение химии. В основе темы лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до полимеров. Заканчивается курс темой «Обобщение знаний по химии за курс основной школы», которая поможет учащимся обобщить и систематизировать знания по химии, полученные за период изучения предмета в основной школе и подготовиться к сдаче экзамена за курс химии. На мой взгляд, с подобными изменениями программа курса химии 9 класса будет усваиваться лучше. При проведении уроков часто используется технология исследования, разнообразные формы и методы, в зависимости от содержания урока. Виды контроля: вводный, текущий, тематический, итоговый, комплексный.

Учебно-методический комплект:

  • Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Учебн. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. - М.: Дрофа, 2010.
  • Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.
  • Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9»/ О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2007.  
  • Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. - М.: Блик плюс, 2004.
  • Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 9 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9». - М.: Дрофа, 2010.
  • Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 — 9 кл. - М.: Дрофа, 2007.
  • Габриелян О. С. Задачи по химии и способы их решения. 8 — 9 кл./ О. С. Габриелян, П. В. Решетов, И. Г. Остроумов. - М.: Дрофа, 2007
  • Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия 8-9 классы: метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2008  

Содержание рабочей программы

9 КЛАСС  (2 ч в неделю; всего 68ч)  

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6ч)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований  и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение. Решение задач на нахождение доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

Лабораторный опыт: Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.  

Металлы (17ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристика элемента главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочно-земельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочно-земельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Железо. Строения атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и в народном хозяйстве.

 Демонстрации.

  • Образцы щелочных и щелочно-земельных металлов.
  • Образцы сплавов.
  • Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой.
  • Взаимодействие натрия и магния с кислородом.
  • Взаимодействие металлов с неметаллами. Лабораторные опыты.
  • Ознакомление с образцами металлов.  
  • Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
  • Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б)кальция; в) алюминия; г)железа.
  • Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.
  • Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+
  • Практические работы: Практическая работа №1 Получение соединений металлов и изучение их свойств; Практическая работа №2 Осуществление цепочки химических превращений металлов

Неметаллы (26ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл». Водород.  Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид- ион. Краткие сведения о хлоре, броме. Фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и её соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион. Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения. Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II)  и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион. Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации.

  • Образцы галогенов – простых веществ.
  • Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием.
  • Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей.
  • Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.
  • Поглощение углем растворённых веществ или газов. Восстановление меди из её оксида углем.
  • Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния.
  • Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента. Решение задач, когда одно вещество в избытке.  

Лабораторные опыты.

  • Качественная реакция на хлорид-ион.
  • Качественная реакция на сульфат – ион.
  • Распознавание солей аммония.
  • Ознакомление с природными силикатами.
  • Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Практические работы: Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных задач по теме Подгруппа кислорода; Практическая работа №4 Получение аммиака, изучение его свойств; Практическая работа №5 Получение углекислого газа, изучение его свойств.

Органические соединения (11ч)

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ. Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.   Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Её свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот. Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза, её свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Демонстрации.  Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Качественная  реакция на многоатомные спирты. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.  

Лабораторные опыты.

  • Изготовление моделей молекул углеводородов.
  • Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании.
  • Взаимодействие крахмала с йодом.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8ч)

Физический смысл порядкового номера химического элемента в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона. Типы химических связей  и типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов). Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

Требования к уровню подготовки

Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; Учащиеся в результате усвоения раздела должны уметь:
  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, схемы строения элементов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путём: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

                       безопасного обращения с веществами и материалами;

                       экологически грамотного поведения в окружающей среде;   

                       оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; 

                       критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.  

Учебно-тематический план

Календарно-тематическое планирование

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz